Биография и личная жизнь священника, музыканта и композитора Комитаса
Краткая биография
Армения породила множество талантливых музыкантов. Имена Арама Хачатуряна, Шарля Азнавура (Шахнур Азнавурян) знают во всем мире. Но есть еще один гениальный композитор прошлого, которым гордится армянский народ. Это Согомон Геворгович Согомонян, больше известный как Комитас. Музыканту пришлось пройти через множество горестей и страданий, обрушившихся на армянский народ в конце XIX – начале XX века. Но это не помешало творцу собрать и оставить потомкам уникальное музыкальное наследие.
Родился Комитас 8 октября 1869 года на территории Османской империи в городе Кютахье, расположенном в западной Анатолии. Отец Согомона – Геворг Согомонян работал сапожником, а мать Такухи ткала ковры. Через полгода после рождения Согомона Такухи умерла. Растила мальчика бабушка. Иногда за ним присматривала невестка отца.
В 1880 году Согомон окончил начальную школу и отец отправил его учиться в Бурсу, где жили родители Такухи. Однако через 4 месяца скончался Геворг, который много пил после смерти жены. Согомон вынужден был вернуться домой, где его взял на попечение родственник отца – дядя Арутюн.
Однако дядя не очень заботился о племяннике и мальчик большую часть времени бродил по улицам. От родителей, которые увлекались музыкой, Согомон унаследовал любовь к пению. Несмотря на бедность и тяжелую жизнь, мальчик постоянно пел, за что его прозвали бродячим певцом.
1881 год стал поворотным в жизни подростка. Местному священнику Кеворку Терцатяну предстояло отправиться в Эчмиадзин для принятия епископского сана. Глава армянской Церкви – каталикос Геворг IV попросил Терцатяна отыскать и привезти мальчика-сироту, обладающего вокальными способностями, для обучения в теологическом университете – Геворкянской семинарии.
Священник из всех претендентов выбрал Согомона. Но когда мальчика привезли в Эчмиадзин, оказалось, что он не знает армянского языка. В Османской Империи армянам запрещали говорить на родном языке, поэтому им приходилось общаться только на турецком. Однако незнание языка не мешало юному музыканту петь на армянском. Несмотря на то, что слов Согомон не понимал, он спел для католикоса армянский духовный гимн (шаракан). А через несколько месяцев умный, способный юноша уже в совершенстве владел армянским языком.
Страсть к музыке все больше захватывала семинариста. Мальчик часто отправлялся в деревню, находящуюся рядом с Эчмиадзином, где не только слушал песни местных армян, но и записывал их.
Карьера
В 1890 году Комитас начинает пробовать сам писать музыку на стихи известных армянских поэтов. А через год в официальном издании Святого Престола – журнале «Арарат» публикуется «Национальный гимн» Согомона, слова к которому написал другой семинарист.
После окончания семинарии в 1893 году Комитас остается в Эчмиадзине, где преподает музыку и руководит хором в кафедральном соборе. Параллельно композитор занимается изучением армянской церковной музыки.
В 1894 году Согомон принимает монашеский постриг, получив сан иеромонаха и имя Комитас. В феврале 1895 года Комитас прошел обряд рукоположения в сан священника-безбрачника и получил звание «вардапет».
Осенью того же года музыкант просит Католикоса Мкртича Хримяна направить его на учебу в Европу. Католикос отвечает согласием, но советует сначала поехать в Тифлис прослушать курс лекций армянского композитора Макара Григори Екмаляна. За полгода, что вардапет находился в Тифлисе, католикос смог найти спонсора – нефтяного магната Александра Манташева, согласившегося оплатить учебу Комитаса в Европе.
Летом 1896 года Согомон приезжает в Берлин, где благодаря друзьям-армянам находит квартиру. Музыканта не сразу принимают в университет, поэтому некоторое время он берет частные уроки. Спустя время композитор становится студентом Берлинского университета Фредерика Вильгельма. Так как деньги Манташева к тому времени почти закончились, вардапету приходилось экономить на еде, но это никак не сказалось на успеваемости студента.
В сентябре 1899 года Комитас оканчивает университет и возвращается в Эчмиадзин, где возобновляет преподавательскую деятельность. Параллельно композитор продолжает сочинять музыку. Приобретенные в Европе знания помогли иеромонаху собрать полифонический хор, которым он руководил до 1906 года.
На лето музыкант уезжал в сельскую местность, где занимался сбором, расшифровкой и сохранением песен армянских крестьян. Это позволило Комитасу осенью 1903 года выпустить сборник под названием «Тысяча и одна песня», в который вошло около 50 народных песен.
В 1907 году умирает Мкртич Хримян и католикосом всех армян становится Маттеос II. Новому католикосу не нравится деятельность вардапета, считая, что тот не правильно использует церковную музыку. Комитас просит разрешить ему покинуть Эчмиадзин и направить монахом в Севанскую обитель. Но Маттеос отклонил просьбу композитора.
Тогда музыкант отказывается от епископского сана и в 1910 году уезжает в Константинополь. Теперь композитор мог полностью посвятить себя музыке, стремясь воплотить свои мечты в жизнь.
Вардапет поставил перед собой цель – приобщить к армянской музыке как можно больше людей. Начинает Комитас с создания хора «Гусан», в который вошло около 300 музыкантов. Параллельно читает лекции армянским студентам, ездит с докладами по международным конференциям. Успевает композитор заниматься и совершенствованием армянского нотописания. Для этого музыканту приходится месяцами просматривать рукописи и изучать каждый хаз, чтобы вникнуть в их смысл.
Хор, созданный Комитасом, ездил с гастролями по армянским общинам, исполняя народные песни. Часто с хором отправлялся и сам композитор, выступая в качестве дирижера. Вардапет мечтал о создании национальной консерватории. Но осуществить задуманное музыканту не удалось. Все идеи композитора наталкивались на равнодушие и безразличие со стороны местной власти. Кроме того, в Константинополе Согомон чувствовал себя оторванным от родного народа. Но, несмотря на все трудности, музыкант продолжал упорно работать.
Наследие
Творческое наследие великого музыканта постигла трагическая судьба. Многие рукописи композитора турки уничтожили в 2015 году. Остались только те труды, что находились в Париже. В 1950 году их перевезли в Ереван.
Благодаря Комитасу, собиравшему народные песни Византийской Армении, сохранилось культурное наследие древних армян. Армянскому искусствоведу и композитору Мушегу Агаяну удалось расшифровать большее 100 произведений Согомона. Музыковед Роберт Атаян около 30 лет занимался исследованием творчества Комитаса и опубликовал собрание сочинений композитора.
В ноябре 1924 года 4 армянских студента, проходивших обучение в Московской государственной консерватории им. Чайковского, основали музыкальный ансамбль, получивший название «Струнный квартет Комитаса».
Канадская оперная певица армянского происхождения Изабель Байракдарян осенью 2008 года отправилась в концертное турне по Северной Америке, посвященное жертвам всех геноцидов. В репертуар певицы вошли также песни Комитаса.
В 2010 году турецкая звукозаписывающая компания «Kalan Music» выпустила собрание фортепианных произведений Согомоняна в исполнении армянского пианиста из Нью-Йорка Шахана Арзруни. Музыку Комитаса можно услышать также в исполнении российского пианиста Евгения Игоревича Кисина и Григория Соколова – русского музыканта, проживающего в Италии.
Личная жизнь
После получения священного сана иеромонаха Согомон дал обет безбрачия. Несмотря на то, что композитор никогда не был женат, он написал больше 2-х десятков произведений о любви. Из-за этого Комитас подвергался преследованиям со стороны ультраконсервативно настроенной части духовенства Эмиадзина, называвших музыканта священником, поющим о любви.
Смерть
В 2015 году турки принялись тотально уничтожать армян. Весенний день 24 апреля 1915 года стал отправной точкой начала геноцида армянского народа. В этот день турки арестовали в Константинополе около 200 знаменитых армянских деятелей, в числе которых оказался и Согомонян.
Арестованных поместили в поезд, который отправился в Центральную Анатолию. Путь до города Шанкиры, куда депортировали задержанных армян, стал настоящим мучением для Комитаса и его спутников. Арестованные в страхе ожидали окончания пути. За окнами вагона им виделись бандиты.
В лагере для военнопленных священник пробыл недолго. За освобождение Согомона хлопотали влиятельные османские лица, а также американский посол Генри Могентау.
По приказу лидера Османской империи Мехмеда Талат-паши композитора вернули в Константинополь. Но возвращение домой не принесло радости Комитасу. Он с бессилием наблюдал за зверскими преступлениями турков. На глазах у музыканта убивали детей и стариков, насиловали женщин, уничтожали цвет армянской нации.
Кроме всего прочего, разграбили дом композитора и уничтожили архив. Психика Комитаса не смогла выдержать такого потрясения. В результате в 2016 году композитор попал в больницу.
Сначала Согомона держали в турецком военном госпитале, но нормальное лечение там отсутствовало. В 2019 году состояние Комитаса ухудшилось, и его перевели в парижскую психиатрическую лечебницу. Три года музыкант провел в больнице Виль-Эвра, после чего его перевезли в клинику Вильжюифа. В этой больнице композитор находился до самой смерти.
У вардапета развилось инфекционное воспаление, которое и привело к смерти 22 октября 1935 года. Через полгода останки священника перевезли в Армению, похоронив в ереванском Пантеоне, который в настоящее время носит имя великого армянского деятеля.
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!