Биография и личная жизнь Козьмы Пруткова, его жена и как создали персонажа
Рождение образа
В 50-е годы XIX века во многих популярных журналах того времени стали появляться сатирические произведения неизвестного автора, подписывавшегося Козьмой Прутковым. Как выяснилось позднее, под этим именем скрывалась группа авторов, решивших писать от лица одного человека, способного творить в разных жанрах.
Каким авторам он принадлежал
Летом 1851 года поэт и драматург Алексей Толстой гостил в имении своих родственников Жемчужниковых, находящемся в деревне Павловка Елецкого уезда.
В один из вечеров Алексей Константинович вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми – Алексеем, Владимиром и Александром упражнялись в эпистолярном жанре, веселясь и шутя. Результат совместного творчества пришелся авторам по душе, и они решили написать несколько произведений под единым, вымышленным именем.
У одного из братьев служил камердинером некто Козьма Прутков. Его имя и решили дать братья своему вымышленному автору.
Одним именем «прутковцы» не ограничились, придумав своей литературной маске целую биографию, о которой публика узнала из «Биографических сведений о Козьме Пруткове».
Согласно биографии, на свет Козьма Петрович Прутков появился 11 апреля 1803 года. Родом писатель из деревни Тентелево, относящейся к Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Предки «писателя» были дворянами, хоть и не очень знатными, а дед Федот Кузьмич служил в армии, уйдя в отставку в звании премьер-майора. Легенду авторы прорабатывали тщательно, указав даже адрес Пруткова – ул. Казанская, дом № 28.
В 17 лет Прутков записался в гусарский полк – уж очень нравился юноше красивый офицерский мундир. Но прослужил Козьма в полку чуть больше двух лет, после чего подал в отставку. Причиной послужил странный сон, который привиделся ему однажды ночью. Во сне к Пруткову пришел бригадный генерал – голый, но с эполетами. Подняв гусара с кровати, генерал повел его на высокую гору. На вершине горы стоял склеп, наполненный драгоценностями.
Генерал брал драгоценности в руки и прикладывал их к телу гусара. После одного из таких прикосновений Козьму кольнуло так, словно по нему прошелся электрический разряд.
Проснувшись, Прутков решил, что во сне ему был подан знак, указывающий на необходимость оставить службу. Гусар не стал медлить и подал прошение об отставке.
Творческая деятельность
Писать Прутков начал в довольно зрелом возрасте, когда ему уже перевалило за 50. Все началось с комедии «Фантазия», поставленной всего один раз в императорском Александрийском театре. Из-за недовольства императора Николая I, посчитавшего водевиль «верхом глупости» спектакль сняли с показа.
Затем появилась басня «Незабудки и запятки», сочиненная Александром Жемчужниковым. Тогда еще образ Пруткова не был окончательно сформирован, поэтому первые произведения были анонимными.
Своим именем «писатель» начал подписываться с 1854 года. Тогда и появились «Досуги Козьмы Пруткова», опубликованные «Современником» в юмористическом приложении «Литературный Ералаш».
Сборник начинался авторским предисловием, а также состоял из стихов, басен и письма к неизвестному Санкт-Петербургскому фельетонисту в ответ на его статью, вышедшую в «Ведомостях».
После первой пробы пера Прутков пропал на целых шесть лет. В 1860 году «Современник» представил своим читателям новые творения Козьмы в виде дополнения к «Досугам» под названием «Пух и перья».
Популярность Пруткова росла и произведения писателя помимо «Современника» начали печатать и другие журналы, в том числе «Искра». Здесь публиковались, в основном, анекдоты, афоризмы, размышления автора.
Большинство произведений Пруткова носили сатирический характер. В них автор высмеивал самовлюбленных царских чиновников, вскрывал недостатки общества. Доставалось и некоторым литераторам, лишенных индивидуальности и способных лишь на подражательство.
Известные публикации
Из-под пера писателя выходили произведения самых разных жанров – стихи, басни, драмы, пьесы, водевили, афоризмы, эпиграммы, баллады. Сатирические стихи писал Алексей Толстой, комедии лучше всего получались у Алексея Жемчужникова, а его брат Александр специализировался на баснях и афоризмах. Библиография писателя пополнялась также автобиографическими, публицистическими и историческими произведениями.
Басни «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки», «Червяк и попадья», «Стан и голос», «Помещик и трава» стали основой золотого прутковского фонда. Сюда же можно включить комедии «Блонды», «Опрометчивый турка», а также поэзию Пруткова, в том числе стихи «Мой портрет» и «Предсмертное».
Но наибольшей популярностью пользовались афоризмы Пруткова. Многие из его изречений стали знаменитыми:
- мудрое «Лучше скажи мало, но хорошо»;
- глубокомысленное «Единожды солгавши, кто поверит?»;
- короткое и емкое «Бди!» и «Зри в корень»;
- философское «Чувствительный человек подобен сосульке, пригрей его, он растает»;
- ироничное «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану».
Несмотря на то, что мысли Пруткова родились несколько веков назад, они актуальны и в современном мире.
Портрет образа
В 1853 году «прародители» Козьмы решили визуализировать образ вымышленного писателя. В это время как раз шла подготовка к изданию сборника произведений Козьмы, и портрет автора на обложке пришелся бы кстати.
Первые наброски карандашом сделал Лев Жемчужников. Окончательно оформить образ доверили художникам Александру Бейдеману и Льву Лагорио.
Создатели сделали Пруткова шатеном с искусно подвитыми локонами, сквозь которые пробивалась седина. На лице писателя красовались две бородавки – одна в верхней части лба с правой стороны, другая – на левой скуле. На шее виднелся кусочек пластыря, аккуратно прикрывающий бритвенные порезы.
Шею обхватывал цветастый широкий платок, из-под которого торчал рубашечный воротник с острыми, длинными концами. Поверх рубашки наброшен испанский плащ-альмавива, один конец которого залихватски закинут на противоположное плечо.
Чуть позже Жемчужников настоял, чтобы в нижней части портрета дорисовали лиру, от которой исходили вверх лучики.
Художественный шедевр передали в типографию Тюлина, занимающегося изданием сборника. Но книга так и не вышла, творения Пруткова увидели свет лишь благодаря публикации в журнале «Современник». Но напечатать портрет писателя запретили цензоры, мотивируя тем, что он может оказаться пародией на какого-нибудь известного чиновника.
Как погиб образ
За время своего существования Козьма Прутков успел жениться на Антониде Проклеветантовой и обзавестись кучей детей, из которых выжило десять – шесть сыновей и четыре дочери.
Козьма Прутков фото
В 1823 году после выхода в отставку поэт устроился в министерство финансов Пробирной Палатки. Козьма быстро продвигался по служебной лестнице. Через время он получил чин действительного статского советника и стал директором Пробирной Палатки. Сбылась давняя мечта Пруткова – его наградили Орденом Святого Станислава 1 степени.
Единственное, что расстраивало писателя – это всяческие нововведения, врагом которых Прутков себя считал. Но через время он сам стал инициатором «прогрессивных» проектов и если его идеи отклоняли, сильно раздражался.
Козьма планировал и дальше продвигаться по службе, когда неожиданно его настиг нервный удар. 13 января 1863 года Прутков скончался. «Племянник» писателя Калистрат Шерстобитов (этим именем подписывались братья Жемчужниковы) сообщил о смерти дяди, разместив в «Современнике» некролог.
Через год на книжных прилавках появилось полное собрание сочинений Козьмы, которое мгновенно размели.
Книги «прутковцев» переиздавали как в дореволюционные времена, так и после установления советской власти. В 2011 году вымышленную биографию несуществующего писателя напечатали в сборнике «Жизнь замечательных людей».
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!