Биография и личная жизнь Карла Росси, его жена, карьера и успех архитектора
Детство и юность
Известный итальянец в России, автор архитектурных шедевров Петербурга Карл Росси провел часть детства в родной Италии. Его мать Гертруда была балериной. Отчим, француз Шарль Ле Пик тоже работал артистом балета. Начальное образование Карл получил в школе Петришуле.
Когда Росси было 11 лет, родителей пригласил в Россию император Павел I. Гертруда и Шарль выступали в Большом каменном театре, жили рядом с местом работы на Театральной площади. Карл ходил в немецкую школу при церкви Святого Петра, так как плохо говорил по-русски.
Уважаемым артистам был пожалован участок земли в Павловске, как раз рядом со строящимся императорским дворцом. Проектом занимался их земляк, архитектор Винченцо Бренна. Он познакомился с балетной семьей, заметил, что маленький Карл хорошо рисует и взялся обучать его чертежному мастерству.
Однажды Винченцо Бренна попал в аварию: его коляска перевернулась на обочине и архитектор сломал руку. На восстановление требовалось несколько лет. Чтобы закончить проекты, Винченцо взял в помощники юного Карла Росси.
Карьерная лестница
Император Павел уважал Бренну и одаривал милостью близких ему людей. В 20 лет его ученика Карла приняли в Адмиралтейскую коллегию архитектуры и присвоили звание сержанта.
Росси помогал учителю в строительстве Михайловского дворца. Вскоре его повысили до звания прапорщика и причислили к русскому дворянству. Простолюдин не мог работать в учреждении, которое возглавлял сын императора. Через год Карл вышел в отставку с военной службы.
Путь России в архитектуре:
- с 1802 по 1804 год учился в архитектурной академии во Флоренции;
- по возвращении в Россию разработал проект здания Адмиралтейства, чтобы получить звание архитектора. Проект не утвердили, поэтому России поступил художником на фарфоровый завод;
- в 1805 году подал прошение о переводе в архитекторы и по милости императора Александра I, сына Павла, был допущен к проектированию в 1806 году;
- в течение двух лет работал с архитектором Луиджи Руска над проектами типовых зданий;
- в 1809 году присоединился к Кремлевской экспедиции, работал в Москве, Твери, Торжке;
- в 1811 году по велению Александра I получил звание надворного советника и перешел в ведомство принца Ольденбургского;
- в 1812 году в связи с наступлением армии Наполеона переехал в Ярославль, проектировал военные госпитали, повысился в чине до коллежского советника;
- в 1815 году после кончины принца Ольденбургского вернулся в Петербург на фарфоровый завод;
- в 1816 году вошел в Комитет градостроительства под руководством генерала инженера Августина Бетанкура;
- в 1818 году по рекомендации сестры государя Екатерины Павловны стал придворным архитектором.
В 1820 году Карл Росси считался лучшим среди российских зодчих, получал больше всех заказов и самую высокую оплату. В Италии ему дали звание профессора Флорентийской художественной академии, но в России итальянцу не торопились присуждать профессиональные звания. Вскоре загруженность сослужила архитектору плохую службу в отношениях с Николаем I.
Конфликт с императором
После кончины Александра I в 1825 году заботы по организации похорон поручили Карлу Росси. Параллельно брат почившего государя возжелал начать в Зимнем дворце оформление Военной галереи 1812 года. Вновь проект принял Росси. Весной 1826 года архитектору пришлось организовывать похороны императрицы Елизаветы Алексеевны, а летом перестраивать грот в Летнем саду в кофейный домик.
После окончания работы над галереей Николай I поручил Росси оформить переход от нее к лестнице и перестроить апартаменты Марии Федоровны. Переделка шестнадцати комнат подорвала здоровье архитектора.
Весной 1827 года Карл отправился лечиться минеральными водами в Тверскую губернию, но собирался продолжить работу по возвращении. Император не стал ждать и назначил новым архитектором Зимнего Дворца Огюста Монферрана. Карл Росси не заподозрил подвоха и попросил еще два месяца отпуска в связи с рождением дочери.
Возмездие настигло архитектора, когда он не получил оплату за работу после открытия Военной галереи. К тому же Росси отказался подписывать императорский указ, предусматривающий арест архитекторов в случае преждевременного выхода из эксплуатации спроектированных ими зданий.
Над следующими городскими проектами Карл Росси тоже работал бесплатно, поэтому вынужден был просить у императора деньги в долг. Николай I выделил ссуду и вновь передал его проект Огюсту Монферрану. Так на Дворцовой площади появился Александрийский столп.
Император смягчился и заплатил России 100 тысяч рублей. Но в следующие годы архитектору приходилось много работать, несмотря на отставку, и часто просить деньги.
Известные проекты архитектора
Карл Росси — основоположник русского ампира. Его стиль основывался на классицизме, но отличался элементами декора, которые придавали живости и эстетики административным зданиям. При этом архитектор учитывал их соседство, поэтому разные по назначению строения гармонично смотрелись рядом друг с другом. Так, украшенный лепниной Главный штаб дополняет Зимний дворец, выполненный в стиле барокко.
Карл Росси начинал творческий путь с раннего классицизма или палладианства. В этом стиле он спроектировал дворец для Марии Федоровны на Елагином острове. Постепенно почерк Росси стал узнаваем благодаря архитектурному воспеванию мощи Российской империи, победившей французов в 1812 году.
Михайловский дворец
Карл Росси создал проект здания для брата Александра I князя Михаила. Строительство дворца закончилось в 1825 году и заняло шесть лет. В его оформлении соединились три архитектурные традиции: ранний классицизм, русское зодчество и французская школа.
Главная достопримечательность дворца — Белый зал с мраморными колоннами и коринфскими позолоченными капителями. Мебель тоже сделана по эскизам Карла Росси: резная, осветленная французским лаком под цвет слоновой кости, обитая синим шелком и украшенная вызолоченными резными деталями.
В работе над дворцом еще участвовал Винченцо Бренна. Архитекторов все время подгоняли. На роспись потолков, общей длиной 105 метров, выделялось всего полтора месяца.
Сенат и Синод
Знаменитый памятник архитектуры на Сенатской площади строился пять лет. Здание показывает пример авторского стиля: объединение разных по назначению строений под одним фасадом, в результате чего они воспринимаются как целостная скульптура.
Начало строительства пришлось на 1829 год. Карл Росси не хотел заниматься столь масштабным проектом, так как к тому времени уже устал тянуть на себе все петербургское зодчество. Но император Николай I настаивал. Проект не улучшил отношения между государем и архитектором.
Росси не стеснялся в выражениях при составлении рапортов. Николай I со своим инженерным образованием считал, что может вмешиваться в строительство. Итальянец же отстаивал право самому решать, как правильно проектировать здания, поэтому наград и почестей после завершения работы не получил.
Александрийский театр
Карл Росси придумал двадцать вариантов оформления здания театра. Чтобы гармонично вписать его в городской пейзаж, потребовалось переделать близлежащие улицы и строения — фасад Императорской публичной библиотеки, павильоны Аничкового дворца и Театральную улицу.
Театр стал первым в России зданием с металлическими перекрытиями. Новшество внезапно забраковала архитектурная комиссия, поставив под угрозу строительство. Карл Росси обратился за помощью к князю Волконскому. В итоге металлическую конструкцию испытали на макете и комиссия убедилась в ее прочности. В награду за блестящий проект архитектор получил пожизненное место в ложе театра.
Публичная библиотека
Первый корпус был построен по проекту Е. Соколова в 1814 году. В 1820 году его потребовалось расширить. Карл Росси спроектировал новый корпус и гармонично добавил его к оформлению старого: с горизонтальными и полуциркульными окнами, разделением по горизонтали, одинаковым декором.
Здание библиотеки выделяется античными скульптурами, в частности богини Минервы. Залы внутри сделаны просторными, без колонн, со свободными подходами к стеллажам. Библиотека была открыта для посещений в 1832 году.
Таллинский собор св. Петра и Павла
Зарубежный проект Карла Росси — католическая церковь-базилика с двумя готическими башнями построена в стиле неоклассицизма. Внешне она напоминает церкви на родине архитектора, в Италии.
Росси разработал проект в 1841 году. До этого таллинская католическая община не имела собственного здания. Строительство длилось четыре года. Церковь получила статус собора в 1924 году и остается одной из главных достопримечательностей современного Таллина.
Как сложилась личная жизнь
Карл Росси был женат дважды. Первая супруга архитектора — Анна Бальцони. В 1818 году она родила первенца Александра. В то время Росси с семьей жил в Петербурге. В первом браке у него родилось три сына и дочь.
К 1821 году Карл был успешным и обеспеченным вдовцом. Он арендовал лошадей, был увлеченным театралом. Сестра архитектора Мари состояла в браке с известным танцовщиком Огюстом Пуаро.
В 1822 году у 47-летнего Росси родился четвертый сын от второй избранницы шведского происхождения Софии Андерсон, младшей на 25 лет. Архитектор прожил с ней в счастливом браке 24 года. В 1827 году София родила дочь Марию, ради которой Росси взял дополнительный отпуск и впал в немилость к императору.
В 1832 году после рождения еще одной дочери Екатерины архитектор отправил супругу с детьми в Ревель к ее родителям. В то время он уже испытывал финансовую нужду и был слаб здоровьем.
Несмотря на занятость, Карл приезжал в гости к семье. Он с трудом доставал деньги, даже сдавал в аренду личное место в Александрийском театре.
В 1846 году Росси овдовел во второй раз. Хоронить жену было не на что, но Николай I любезно выделил архитектору 2 тысячи рублей. Карл переехал в бедный район Петербурга. Дети выросли и жили отдельно. Старший сын Александр тоже учился во Флоренции и стал архитектором.
Последние годы и смерть
В 1848 году Росси получил российское гражданство, чтобы его родственники получали пенсию. Сам архитектор по-прежнему перебивался императорскими займами. После очередного вспомоществования Николай I потребовал ответную услугу — освидетельствовать готовую больницу, которую построили в честь Александры Николаевны, а затем переделать Таврический дворец.
Карл Росси с вдохновением взялся за работу. Ему помогал коллега Алессандро Руска. В преддверии 1849 года император поручил Росси обновить зрительный зал Александрийского театра.
В новом году Петербург охватила эпидемия холеры. Весной Карл Росси почувствовал недомогание и скоропостижно скончался на следующий день. Прах архитектора ныне покоится в Некрополе лавры Александра Невского.
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!