Биография и личная жизнь Лины По, почему известная балерина стала скульптором
Биография
Полина Горенштейн появилась на свет в городе Екатеринослав (сейчас Днепр) 18 января 1899 года.
С раннего детства у девочки обнаружилась способность к изобразительному искусству. Став постарше, увлеклась хореографией. Одновременно появилось желание к ваянию. Все эти увлечения требовали серьезного внимания, поэтому заниматься всеми параллельно было сложно. Пришлось делать выбор. Тяга к сцене победила, и Полина всерьез занялась балетом.
Годы детства и юности
Юная Горенштейн начала учиться в хореографическом училище Воронкова. В 1919 году получила диплом, стала профессиональной балериной. Выступала артистка на сценах Мариуполя, Харькова, Киева. Для работы на сцене выбрала псевдоним Лина По.
Очень скоро провинциальное существование перестало устраивать Полину. Тогда пришло решение перебраться в столицу, город Москва. Так молодая балерина оказалась в огромном городе. Повысить профессионализм помогли хореографические уроки при Большом театре.
Со временем любовь к изобразительному искусству проявилась снова. Недолго думая, Полина стала учиться скульптуре. Занятия проходили во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Времени катастрофически не хватало. Каждое увлечение требовало работы по 10-12 часов в день. Опять пришлось делать выбор. Опять Лина выбрала балет.
Творческий путь Лины По
К 1924 году Лина По стала дипломированным режиссером-постановщиком танцев. Следующая десятилетка прошла в счастливом творчестве. Проявились таланты преподавателя, балетмейстера. Также Полина Михайловна продолжала танцевать. Для успешной работы пригодился и другой талант балерины.
Художественный взгляд помогал понимать искусство полнее, глубже. Особенно это пригодилось при постановке танцев. По словам самой Лины: «Я брала карандаш и зарисовывала особенно увлекшие меня движения балерин, позы… Я впитывала в себя скульптурную гармонию движущихся полуобнаженных тел».
Заболевание и потеря зрения
Однако жизнь вносит свои коррективы. Иногда очень нелегкие. Вообще жизнь живого существа зависит от ряда факторов. В 1934 году Полина Михайловна очутилась в Московском научно-исследовательском клиническом институте им. М.Ф. Владимирского. Балерина попала туда с энцефалитом, который проявился как осложнение после гриппа.
Болезнь развивалась агрессивно. Докторов встревожил факт подобного неблагоприятного течения заболевания. Поочередно были потеряны: музыкальный слух, музыкальная память. В невропатологии для этой болезни имеется диагноз – амузия. Это поражение нервов органов зрения. К изучению состояния больной привлекли знаменитых специалистов: профессора Д. А. Шамбурова, академика В. П. Филатова.
Процесс лечения длился долго. Потихоньку удалось устранить некоторые тяжелые симптомы типа амузии, паралича конечностей. К тому времени обнаружилась еще одна беда – потеря зрения. Все шло к тому, что творческая жизнь Лины заканчивается. Однако профессор Шамбуров искал выход. Он знал, что девушка талантлива во многих сферах. Этот факт можно было использовать для адаптации Полины к новому существованию.
Смена рода деятельности
По роду деятельности Полина Михайловна создавала танцы, используя рисунки и пластилиновые мизансцены будущих произведений. Профессор Дмитрий Афанасьевич решил использовать эти ее умения. Он однажды дал пациентке мякиш хлеба, попросил что-нибудь вылепить. Полина вылепила свой автопортрет, назвала скульптурку «Вероника». С этого началось возрождение к новой жизни.
Именно Шамбуров думал об удобствах для спокойного творения. Например, уговорил Полину использовать для работы фанерку. Для большего комфорта порекомендовал положить дощечку на грудь. Из больницы Полина выписалась уже с надеждой. Обещала доктору не оставлять занятия скульптурой.
Очень скоро столик в углу заполнился фигурками. Потихоньку паралич конечностей отступал. Спустя несколько месяцев проявления исчезли совсем. Часто приходили друзья, им очень нравились работы Лины По. Особенно привлекательными получались фигурки танцовщиц. Девушку часто навещал доктор Дмитрий Афанасьевич. Профессор продолжал следить за здоровьем пациентки, радовался профессиональным успехам.
Не прошло и года после выписки из больницы, как состоялась персональная выставка произведений Полины. О скульпторе заговорила пресса. Далее последовали многофигурные композиции. Лина создавала классику и народную хореографию в единой композиции. Творческая жизнь незрячего скульптора длилась с 1936 по 1948 год. Из ее рук вышло более ста скульптур.
Что известно о личной жизни Лины По
О личной жизни Лины По нет информации. Не состояла в браке, не было и детей. Возможно, ритм жизни девушки не оставлял времени для романтических отношений.
Из приватной жизни можно отметить наличие, по крайней мере, одной сестры. О ней упоминается в связи с военной эвакуацией Полины в город Уфа. Туда они приехали вместе с сестрой. Бытовые вопросы решала родственница. Сама же и ухаживала за Линой, обеспечивала сестру материалом для ваяния скульптур. На тот момент Полина полностью отдалась созданию скульптур.
Интересные факты
В отличие от незрячих с рождения, Полина Михайловна была знакома со зрительным восприятием жизни. Особенно отчетливо приходили картины во сне. Как-то Лина призналась литератору А. М. Арго: «Образ А. П. Чехова пришел мне во сне ночью, пришел зримо, ярко, трехмерно… Я почувствовала сразу все размеры в пальцах».
Также со сном связана история с фигуркой балерины «Прыжок». Полина лепила балерину вдохновенно, азартно, до утра. Женщина была уверена, что работу окончила, она стоит на столе возле кровати. Однако родственница фигурку не видела. Оказалось, что ее на самом деле нет. Это был просто сон, где Лина По полностью выполнила процесс изготовления скульптуры. Полина просто перепутала сон и явь. К счастью, Полина так запомнила сон, что сумела без труда воссоздать фигурку балерины по памяти.
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!
Для тех кто дочитал до конца ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков канала мы публикуем закрытые материалы!